Дружеские маневры Военно-исторического клуба Польско-Литовское копье. Санкт-Петербург, 1 февраля.
- Привет! Приходи на манёвры ПЛК 1-гО февроля к нам в зал, приводи соратников. Почувствуте себя мужиками!
- Да не могу я, плечо второй месяц болит L.
- Тогда огитируй народ на войну, будь Марсом.
- Это – всегда пожалуйста)
1 февраля прошли сезонные маневры сильнейшего в Петербурге (а, возможно, и в России) Военно-исторического клуба Польско-Литовское копье. Для тех, кто не в курсе – клуб занимается реконструкцией доспеха народов Восточной Европы 14 -15 веков (в основном, русского, но также татарского и польского).
По причине холодов маневры опять проходили в зале.
Мне кажется, что такие мероприятия должны были бы превращаться в своеобразный центр притяжения для представителей не только рекнонструкторского, но и ролевого сообщества. Ну, то есть, если то, что я видел в зале, условно допустимо назвать «матчем команд высшей лиги», то ведь можно проводить и бои «первой лиги», или даже «второй лиги» J. И это – было бы полезно и хорошо для всех. Сложная структура устойчивее простой. И она обычно имеет ядро, окруженное разными полифункциональными слоями.
К сожалению, народу на мероприятии присутствовало немного. А, главное – не было главных конкурентов ПЛК – клубов, объединяемых в «Гранд Компанию». Это следствие какой-то внутренней клубной «политики», каковой, увы, много у реконструкторов и ролевиков L.
Поэтому, если бы не приехали из Москвы представители клуба «Гастингс» (в количестве 5-6 человек), то воинам Польско-литовского копья пришлось бы, наверное, делиться на две стороны.
А так, маневры состоялись. Против ПЛК, кроме упомянутых «гастингсов» вышла команда «Легенда» (которая хотя и считается ролевой, имеет очень хорошую бугуртную подготовку), известный в реконструкторских кругах Александр ака Мутант и пять человек из его клуба "Лютенская сотня", два человека из клуба «Ливонский орден», двое бойцов ролевой команды «Лига наемников» (Дум и Вер), и еще отдельные люди.
Разумеется, они не могли преодолеть мощные и слаженные действия ПЛК, так что результат маневров был предсказуем. Тем не менее, оппоненты держались очень стойко.
Вот отзывы некоторых участников действа:
Бренор (ПЛК) «Все было очень прилично и все очень понравилось!!!»
Стрелец (ПЛК) «Приятно было заметить, что уровень подготовки Лиги и Легенды растет от маневров к манерам....становиться все сложнее, а значит интереснее».
Трогер («Легенда»): «Собралась небольшая, но очень неплохая компания, воевали жестко, но честно, эксцессов почти не было. То, что нас били раз за разом, было вполне ожидаемо и закономерно».
Представителей «Легенды» всегда отличает какой-то римский дух мужественного стоицизма. Впрочем, по моим наблюдениям, у большинства крупных клубов есть свой фирменный стиль во внутри- и межклубном общении у ПЛК, например – веселье; у кого-то – радостное буйство; где-то - типа «культа сверхчеловеков»…
В ответ на мое наблюдение о неравновесном распределении сил (у коалиции сильнейшим был левый фланг, где стоял «Гастингс», а у ПЛК – там было немного людей, все больше с другой стороны, Алексей Ешин (ПЛК) сказал:
«Привент, моё мнение таково, что во всех крупных сходках правый фланг у нас постоянно хромал. Я помню оч. хорошо одну такую сходку где был я, один поляк и алебардист на правом фланге, тем не менее, мы выстояли».
Правда, с этой стороны обычно действовал и Бренор один из лучших бойцов Польско-литовского копья (предпочитающий внестроевой бой щитник), который специализируется на прорывах или затыкании брешей.
Вер Охотник («Лига») также остался доволен маневрами, но отметил их возросшую жесткость, по отношению к осенним.
Свенельд (боец ПЛК, командир клуба «Цитадель») с ним не согласился:
«Не знаю… По моему это
мнение Вера, т.к. он в этот раз против ПЛК стоял. А когда проигрываешь - больше
получаешь....»
Были и критические замечания:
«Не понравилось, что было очень мало народу, против ПЛК должны были бы выйти порядка 40 бойцов противника - а было примерно 20-26».
«Задумка с похитовкой сорвалась, так как думали, что будет минимум человек 15 ролевиков на похитовку а было 4... меня это очень расстроило».
Насчет похитовки, действительно обидно. Тут вот какое дело. Матерые реконструкторы в большинстве считают ее несерьезным занятием. В общем-то, конечно, она гораздо легче и с физической, и с психологической точек зрения. Одно дело бесхитовый бугурт, когда надо сбить противника с ног, и другое – бои по хитам, когда достаточно достать его несколько раз мечом либо алебардой. Почувствуйте разницу J.
Здесь мы еще натыкаемся на различие в подходах, между в реконструкторами, тренирующимися под задачи бесхитового бугурта (мощь удара, общефизическая подготовка, способность «выстоять», когда уже воля на исходе, силовые приемы) и ролевиками, лучшие из которых больше интересуются фехтовальными аспектами.
Ну, как если бы мы сравнили рубку на мечах или цепах средневековых одоспешенных рыцарей и фехтование семнадцатого века (если брать хорошие примеры, разумеется).
Вот, допустим, принимает участие реконструктор в ролевых маневрах. На нем тяжелый доспех, в котором не так быстро двигаешься. Нанесли бедному рекону три-четыре легких тычка в спину, говорят: «ты убит!». Обидно как-то.
Но разве в реальном бою его бы так легко завалили?
Если бы у меня было право решать, сделал бы таким бойцам лишний бонус – пару тройку дополнительных хитов. Во всех армиях Древности и Средних веков присутствовали элитные воины. Или там, всем знакомо понятие «прокачанный юнит» в компьютерных играх J. И таким бойцам был бы дополнительный стимул участвовать и добросовестно соблюдать правила похитового бугурта. Потому, что – справедливо.
Возможно, другим вариантом решения проблемы могла бы стать «европейская похитовка», о которой мне рассказывал Алексей Шубин (клуб «Зверобой»): «Человек без доспеха выходит из боя после одного удара, т.е. у него один хит. В легком доспехе – он игнорирует отдельные попавшие в него удары, если в него попадает 2-3 подряд - падает, в тяжелом - игнорирует серии, и только если его колбасят и он не может выйти из контакта - он падает, получая, таким образом ударов по 7-8».
Здесь, с разных сторон, могут возникнуть вопросы: а) зачем нужно участие в похитовке реконструкторов; б) зачем, вообще, нужна похитовка»?
Позволю высказать собственное мнение:
А) Во первых – фехтование тоже может быть интересно и полезно, совсем забивать на него не стоит. К сожалению, в фехтовальном турнире на конвенте Блинком в прошлом году, организованном «Легендой», реконструкторы, практически, не присутствовали. Собственно, единственный участвовавший из них – боец ПЛК (и член «Цитадели») должен был получить третье место, но был снят с турнира за нарушение правил (может, и зря его сняли).
Во вторых, в Играх боевка почти всегда идет по хитам, а Игры – ето весчь!
В третьих – наличие элитных воинов, что ни говори – всегда украшает маневры.
В четвертых, участие в общих мероприятиях способствует улучшению взаимопонимания.
Б) Во-первых, не все любят жесткий бугурт, и не все могут в нем участвовать.
Во вторых – похитовка потенциально может быть наиболее массовой, а массовость создает дополнительный, тактический фактор.
И здесь позвольте сделать еще одно отступление, приведя мой собственный диалог с одним человеком:
Андрей http://strategem.narod.ru/maneuvers2.htmтут
тоже есть нюансы,
1- заранее планировать что либо нельзя не увидев противника, план рождается в
бою, хотя редко что либо прогнозируется точнее 30 %,
2- боевую тактическую единицу не собрать из разномастной толпы, для слаженности
нужна сработка в течение нескольких лет, те. слаженной может являться только
команда регулярно тренирующаяся.
Я: Конечно. Но, когда большая масса разного народа, невозможно говорить о "сработанности". Тем не менее, грамотно руководить таким "войском" вполне возможно, просто в этом направлении люди мало работают.
Андрей: нереально, после первых 5-ти секунд боя, армия превращается в толпу, люди даже своих фигачат по ошибке, руководство просто невозможно, тебя даже слушать не станут, да и строй смешается моментом.
Я: Для этого есть резерв, который не сразу вводят в бой. Кроме того, строиться можно по-разному, и в процессе построения раздать распоряжения командирам отрядов. Как и было в истории. На последних маневрах Ассоциации, в связи с возросшим числом участников и опытом, были попытки подобного рода.
Андрей: ага, первый эшелон порвут а потом резерв в меньшинстве пойдет в бой, и его порвут, у противника даже потерь не будет, бой то линейный, вот если бы вы по лесу разбрелись, то другое дело там можно о тактике говорить.
http://vkontakte.ru/video1584882_1504538 наилучшая попытка , ткт строй секунд 10 прожил
Я: У рольфов ведь
бесхитовка была? (там почему-то до конца ни один бой не доснят).
Само собой, риск в оставлении резерва есть. Это старый спор об эшелонированной
и линейной тактике. Линейная то получше для рукопашной, но вот если бы
оставленный резерв обогнул линию и в спину врагу ударил? Или в прорыв рванул?
Андрей: 1 -это похитовые
рольф маневры
2- в спину кому?, противник перемешивается со своими за 5 секунд, это я даже не
знаю с какой скоростью бежать надо, 80 км/ч примерно, что бы на безопасном расстоянии оббежать строй врага перестроится и вломить в тыл ( за 5 сек), сама
идея бредова, и имеет возраст лет 15, только в ролевке и рек-ции, и ни разу не
осуществилась в линейном бою. И руководить строем во время боя нельзя, как
координировать, да и кого??
Я: Так в похитовке самое
то реализовывать эту идею (про бесхитовку не знаю). Вытянули линию (зачем такие
глубокие построения, если все равно похитовка?), за ней спрятали резервный
отряд, сошлись бойцы, когда враг втянулся в бой и у него притупилась видимость
(еще и в шлемах), выводится с фланга отряд и бьет в спину.
Сложно, понятное дело. Но реально. Очень важно момент чувствовать - чтоб не
раньше и не позже. На этом полководцы и проверяются (в том числе).
Идея в том, чтобы в каждый момент времени в бое участвовало максимальное
количество бойцов (а не простаивали) с максимальной эффективностью.
Андрей: я в ответ построю паровозом народ и раскидаю линию моментом без руководства притом и в тыл никто не пройдет. теория вещь не применимая там где все дело случая
Я: Возможно (видишь - ты
начал рассуждать о тактике:). Но ты не построишь армию паровозом в первый раз.
А во второй - я могу построить отряд и по другому.
Справедливо считается, что война - не наука, а искусство. Но сие не означает,
что там нет определенных правил и приемов.
Понимаешь, я же не утверждал, что
я "самый умный" J.
Просто стараюсь продвигать идеи, о которых обычно забывают.
Андрей: паровоз может порвать только другой паровоз, и тактика тут не причем; игры с жизнью мешать нельзя
паровоз валит всех не бойцами а напором, обычно даже никого не бьют просто пол строя затопчут, а остальных добьют по старинке.
Я: Если бы так было - все бы строились паровозом. А так, то что я видел (хотя бы и в видео рольфхейма) - команды становятся отдельно и рубятся один в один. Бой распадается на отдельные мини бугурты
Вообще-то, против паровоза можно
сделать сильные клещи, которые последовательно перемелют его с флангов - мне
паровоз, в принципе, не кажется хорошим построением, ибо в каждый конкретный
момент времени, с его стороны участвует в бое минимум бойцов.
А насчет игр и жизни... Сейчас, кстати, много и пафосно пишут об играх, и, хотя
отчасти бестолково, определенное зерно истины в данных рассуждениях все-таки
есть.
А тактика и прочее - это и есть путь дальнейшего развития. Может, имеются и
другие, но я их пока себе не очень представляю в данной сфере.
Но, вернемся к маневрам.
Самый первый бой. В нем воины поделились поровну. Поэтому Польско-литовское копье стоит рядом с "Гастингс".
Мы смотрим со стороны противников ПЛК Слева - "Гастингс", на правом крыле - "Легенда".
Дуэль Свенельда и Дума. Все было красиво, если не считать, что у Дума слетел плохо закрепленный шлем.
Сам я не участвовал в бугуртах :(, зато снарядил в свой доспех Фокса. Он прошел все бои, и - вполне достойно (особенно, если учесть, что впервые был в таком бугурте и - против ПЛК).
В промежутках между бугуртами бойцы устраивали дуэли. Запомнились бои Алексея (Бренор) с кем-то из «Гастингса» на мечах, и Александра (Мутант) против воина из ПЛК на алебардах.
Гигантомахия. Бренор и его противник.
Несмотря действительно жесткое боевое взаимодействие, никто из участников маневров не получил травм. А, главное, в зале царила очень хорошая атсмосфера. Злобы практически нет, много доброжелательности (за пределами боя, конечно J). Я бы сказал - хорошая "аура" (если использовать лексику представителей Нью эйджа).
Алексей Фанталов.
Маневры Ассоциации ролевых клубов. Санкт-Петербург, 22 февраля.