Стратегическая игра «Казаки 2».

 

Сейчас, в порядке творческого перерыва позвольте поделится впечатлениями от достаточно известной стратегической игры «Казаки 2».

 

Здесь присутствуют следующие фракции: Франция, Англия, Пруссия, Австрия, Россия и почему-то – Египет. Вместо последнего историчнее смотрелась бы Турецкая империя, хотя и она не могла претендовать в то время на хоть сколько-нибудь активную роль в Европе. Каждая из фракций располагает несколькими провинциями, так что в целом карта невелика.

Я выбрал Францию. В качестве действующих лиц предлагалось несколько исторических персонажей. Но какой может быть выбор, когда есть Наполеон?

Итак, получив звание лейтенанта и при этом возможность решать, кому объявлять войну (!), я неосмотрительно напал на Пруссию, выдвинувшись на территории ее провинции Мюнхен. Как говаривал сам будущий император: «Сперва ввяжемся в драку, а там посмотрим».

Я располагал тремя отрядами пехоты – двумя подразделениями национальных гвардейцев (наследие революции) и одним – вольтижеров. В вольтижеры Наполеон принимал отличившихся солдат маленького роста, которые не могли претендовать на вступление в императорскую гвардию (туда входили рослые воины). Вольтижеры славились меткой стрельбой и умением приспосабливаться к местности.

Первое вторжение закончилось неудачно – мои юниты частью были убиты, частью разбежались.

Второе вторжение сорвалось вследствие нехватки угля. На карте сражений имеются поселения, могущие предоставлять ресурсы: уголь, еду, железо, золото, необходимые для ведения военных действий. Получается несколько странное совмещение тактической битвы со стратегической кампанией – я к этому не привык, предпочитаю разделять.

При вторжении следует захватывать эти поселения (охраняемые слабыми отрядами самообороны), а при обороне – удерживать. Если не хватает угля и железа – солдаты и пушки перестают стрелять. Золотом надо платить за службу. Без еды они вообще разбегаются.

Вот и пришлось нашему «Наполеону» отступить.

Тем временем, выяснилось, что с объявлением Пруссии войны мы поторопились. На нашу прекрасную Францию напали коварные англичане. Правда, мы заблаговременно укрепили сопредельные с ними провинции – так что вторжения дважды оказывались неудачными. Однако на третий сынам Туманного Альбиона удалось таки оккупировать северную провинцию Французской республики.

В то же время, египетские войска успешно вторглись в Италию (принадлежащую австрийской фракции, но оставленную без войск), а царь Александр атаковал тех же австрияков (потерпел поражение).

Наш же противник, «могучий король Пруссии», видимо, сошел с ума, потому что, вместо того, чтобы развивать успех во Франции, атаковал англичан. И неудачно.

Тогда, «Наполеон», будучи человеком упрямым, решился на третье вторжение в Мюнхен. Теперь у нас было четыре отряда – три пехотные части и одна кавалерийская – гусары.

На сей раз, захватив несколько важных в ресурсном отношении городков, мы заняли хорошие позиции на берегу реки, отделявшей нас от Мюнхена. Аккурат напротив моста.

Прусский король, как уже говорилось, был в это время на севере. Но и в Мюнхене теперь враг располагал значительным превосходством в силах - двенадцать отрядов против наших четырех. Ибо каждое наше поражение только усиливало его.

Уверенные в победе, пруссаки решились атаковать. Но они не могли использовать численное преимущество, поскольку для боя на мосту могла быть развернута всего одна часть.

Для успешной стрельбы пехота должна быть развернута в линию. И мы построились почти буквой «П», так что переходя мост, каждая новая часть противника попадала в ловушку, атакуемая с трех сторон.

Так мы размолотили большую часть юнитов противника.

Внезапно поступило паническое сообщение: «У вас кончился уголь! Ваши солдаты не могут стрелять - отведите войска. Вы проиграете битву, но сохраните армию».

Так вот нет же! Будем драться в штыковую. Пуля дура, штык молодец.

Однако отправили кавалерийскую часть на север для захвата ресурсов.

Разбив еще несколько прусских юнитов мы увидели, что остатки противника не собираются более атаковать. Значит, пришла очередь сделать это нам. Переходим мост.

И снова компьютерный паникер пытается подорвать нашу веру в победу. «У вас кончилась еда! Отступите, но сохраните армию».

Наплевать, переходим на другую сторону реки и ударяем в штыки.

«Ваши солдаты голодают! Ваши солдаты голодают!».

Чай не малые дети. Поголодают, и перестанут. Впрочем, поблизости было поселение с запасами продовольствия – попутно захватили его.

И мы победили – Мюнхен наш. И французы не просто заняли регион, а уничтожили все двенадцать юнитов противника. Теперь пруссаки будут воевать в меньшинстве.

На следующий ход в завоеванную Наполеоном мюнхенскую провинцию пожаловал сам Прусский король. Но теперь французы обладают рядом преимуществ – небольшой численный перевес и подконтрольная территория – не надо захватывать городки с ресурсами. Не зря Клаузевиц говорит, что оборона – более сильная позиция, чем наступление. Вот только тому, кто желает чего-либо добиться, необходимо перейти в наступление и рискнуть.

Именно поэтому, в ситуации «женщина – мужчина» первая занимает гораздо более выигрышное положение. Мужчина выступает в роли «соискателя», он типа сдает экзамен, а женщина его принимает.

Итак, мы знали, что противник на где-то севере, но его расположение скрывал туман войны. Поэтому, не желая разделять войска, Наполеон всей своей силой устремился из Мюнхена (юг) в центр карты провинции.

Король Пруссии, тем временем, занял несколько городков (дабы обеспечить себя ресурсами). Но ему пришлось для этого разделить свои войска. Так что мы встретили две артиллерийские батареи немцев безо всякого прикрытия и захватили их.

Вскоре пришло сообщение: «Неприятель, чувствуя, что не в силах противостоять вам, принял решение покинуть провинцию». Победа.

К сожалению, на этом все и закончилось. Ибо игра вылетела, а обеспечить сохранение я не сумел. Возможно эта информация идет мне в минус, но я не понял, как сохранять данную игру до завершения хода (в «Казаках очень неудобное меню»).

И что – мне пришлось снова сражаться в этом злосчастном Мюнхене, исхоженном мной вдоль и поперек?

Да еще на стратегической карте я неосмотрительно нажал «эскейп». И компьютерный интеллект засчитал мне поражение! Наполеон, типа, сдал Мюнхен без боя.

Я плюнул, и не стал доигрывать, перейдя на «исторические сражения».

 

Здесь предлагаются Аустерлиц (французы против русских и австрийцев), Ульм (французы против австрийцев), Прейсиш-Эйлау (французы против русских), битва французов с мамлюками (военной египетской кастой) и пр. Заметьте – все закончились победой Наполеона.

И все эти сражения в игре выглядят весьма похожими. Два войска выстроены в линию, между ними либо река с тремя узкими бродами, либо непроходимые горы (опять таки с парой тройкой проходов).

Сама трехмерность весьма относительна – как в “Medieval. Total war”. Но это уже довольно старая игра. Да еще и тормоза сплошные (а другие, более продвинутые игры, типа “Barbarian Invasion” выпуска осени 2005 года идут у меня нормально).

Сама реконструкция выполнена, впрочем, неплохо. Много разнообразных родов войск с приличным описанием.

Нам объясняют, чем русские гренадеры отличаются от их западных коллег, кто такие французские вольтижеры и национальные гвардейцы, черные солдаты (войска некоего германского герцога, объявленные Наполеоном вне закона), австрийские кроаты и пр.

Или в чем сила карабинеров – это элитная конница, способная стрелять, а затем рубиться саблями. По мне, впрочем, неудобное сочетание, все равно вступать в перестрелку с пехотой бессмысленно – и точность у кавалериста ниже, и плотность огня слабее. Сила кавалерии в скорости – вот и надо рубить на скаку, а не останавливаться для прицеливания.

Казаки, правда, в честь которых названа сама игра, занимают в ней достаточно скромное место.

Тактика восемнадцатого века основывалась на выстраивании отрядов в линию, дабы обеспечить возможность стрелять и ударять в штыки для максимально большего числа солдат (первая шеренга еще становилась на одно колено). Французская революция и Наполеон добавил к этому тактику удара колоннами, которые сперва прятались за собственными линиями, а затем быстро проходили сквозь них и всей массой атаковали противника - колонна передвигается быстрее линии и может при случае превратиться в каре – против кавалерии (но оно очень уязвимо для пушек).

Артиллерию обычно выкатывали перед фронтом, а для ее боевого охранения (или для уничтожения вражеских артиллеристов и офицеров) впереди размещали кучки пеших егерей (хороших стрелков). На флангах и в резерве стояла кавалерия.

Бои в игре разворачивались по следующей схеме. Я смотрел, где у противника слабое место, там и начинал атаку, стараясь обходить конницей с фланга. Одновременного слаженного нападения с фронта и фланга (тем более тыла) не выдерживает ни одна воинская часть (что в Древности, что в Новое время). Затем наступал дальше. Кавалеристы захватывали вражеские пушки (у тех была низкая скорострельность) и поворачивали их на врага. Враг отступал в лагерь, что превращало его в отличную кучную мишень для артиллерийского обстрела (пушки, правда, надо было подкатить существенно поближе). Финал.

 

 

Алексей Фанталов.

 

"Блицкриг 1".

Карта сайта

 

Hosted by uCoz