"Блицкриг 2".

 

Блицкриг - не вздохи на скамейке. И не прогулки при луне.

 

 

Помучившись с «Блицкриг 1», я решил  все же посмотреть, какие такие усовершенствования внесены в новую версию. И приятно удивился.

Вот ведь какие у нас несправедливые критики, ругавшие новую версию игры! Да второй блицкриг сто очков вперед первому даст.

Что же изменилось?

Во-первых, сама стратегия стала гораздо лучше. Хотя данный термин здесь не вполне уместен. Согласно Клаузевицу, военная стратегия есть использование результатов сражений в целях достижения окончательной победы в войне. Сюда можно добавить еще экономическую стратегию, культурную стратегию и др. В любом случае речь идет о долгосрочном планировании. Но подлинной стратегической карты в «Блицкриге» нет. И, как бы вы не сражались, на результатах кампании это не отразится, Карфаген будет разрушен.

Кому интересна чистая стратегия, может поиграть в «День Победы 2». Там стратегическая карта прописана до чрезвычайности, а сражений в реальном времени нет.

В «Блицкриге» же есть карта оперативно-тактическая. Под оперативным началом подразумеют маневр, перемещение войск. Тактика же – чистое сражение.

Критикам новой версии игры не нравилось то, что карта буквально нашпигована подразделениями противника, так что времени и пространства для маневрирования весьма мало. Это верно, отчасти.

Но зато – какая великолепная тактика! И главное, создатели «Блицкрига» избавили игроков от промахов первой версии, которые меня, например, чрезвычайно раздражали. Там артиллерия и снайперы были почти всемогущи. А танки горели как свечки. Поэтому приходилось воевать в американском духе – ковровыми бомбардировками. Либо, засылать снайпера через линию фронта, убирать вражеских зенитчиков и артиллеристов, захватывать орудия, поворачивая их на противника… А затем танками занимать руины городов.

Но ведь блицкриг – «быстрая война», это именно танки! Гейнц Гудериан, создатель немецкой танковой мощи, в своей книге «Танки вперед» (заботливо изданной издательством «Русич») пишет о слабости артиллерии перед грозными боевыми машинами. Пожалуй, у танков в войну был один лишь по-настоящему грозный противник – авиация, и также вследствие своей мобильности (но только сейчас этот противник доказал свое абсолютное превосходство - см. войны в Ираке).

И вот, в новой версии игры, танки не столь уязвимы, и их всласть можно погонять по вражеским позициям.

Во вторых, улучшение коснулось изобразительной стороны. Особенно приятны осенние пейзажи. Правда, подлинной трехмерности (наподобие той, что имеется в “Rome. Total war”) увидеть не удалось. Непонятно поэтому столь резкое повышение требований к качеству видеокарты по сравнению со старой версией игры.

Но это мелочь. Оттянуться в «Блицкриге» очень даже можно.

Итак, игра включает в себя три возможные кампании: за англо-американских Союзников; за страны Оси (точнее, Германию); за СССР.

Каждая из кампаний делится на части. Война во Франции 1940 года, война в Северной Африке, Сталинградская битва и т.д. В этих частях имеется одно главное сражение и несколько второстепенных, на выбор. Эти второстепенные бои нельзя совершенно игнорировать, однако, ибо тогда не будешь допущен к главному. То есть в «Блицкриге» реализован тип прохождения миссий с последующим повышением уровня.

Юнитов строить здесь нельзя, зато можно вызывать подкрепления, которые, естественно, ограничены.

Исторических сражений (типа битвы на Курской дуге) во второй версии нет.

 

Итак, перехожу к описанию личного игрового опыта. Первую кампанию я провел за немцев (да простят меня патриоты). Дело в том, что хотя танк – изобретение английское, времен первой мировой войны, его значение по-настоящему первыми поняли именно немцы. Конкретно – Гудериан (хотя теорией занимались и американец Фуллер, и англичанин Лиддел Гарт). До него эти машины рассматривались лишь как средство поддержки пехоты, отныне же пехота превратилась в средство поддержки танков (для действий на сильно пересеченной местности, борьбы с противотанковыми средствами, занятия городов и пр.). Без танков потери среди пехотинцев бывают просто чудовищны.

События в Польше 1939 года (первый пример танкового блицкрига в истории) оказались пропущены, кампания началась во Франции. Французы обладали не меньшим количеством танков и самолетов, чем Германия, но находились в плену идей Первой мировой войны (пассивная оборона), полагаясь на мощь своей линии Мажино. Которую германские войска попросту обошли. В игре мне запомнилось главное сражение, точнее три связанные между собой боевые задачи.

Кампания в Африке еще интереснее. Как известно, Муссолини, обуреваемый эпигонской затеей возрождения римской империи в бассейне Средиземноморья, развернул захватнические войны на Балканах и в Северной Африке. И всюду был бит, особенно в Ливии, где англичане в 1941 году нанесли ему сокрушительное поражение (одними пленными итальянцы потеряли 130 тысяч человек!). Главной причиной этого поражения явилась очень плохое качество итальянских танков и другой военной техники.

Италия вынуждена была обратиться к своему могущественному союзнику. В ливийские пески прибыл Эрвин Роммель – один из лучших генералов Второй мировой войны. Его танковый корпус добился больших успехов и стоял на пороге Египта. Однако,  в решающем сражении под Эль Аламейном, где англичане обладали значительным превосходством в количестве самолетов и современных танков (они получили большие партии средних танков «Грант» и «Матильда») немцы были отброшены. Это стало началом их агонии в Африке. Между прочим, на Западе любят трактовать сражения под Эль Аламейном и в Коралловом море (против японского флота)  в качестве переломных битв Второй мировой (дабы преуменьшить решающие победы советских войск под Москвой, Сталинградом и Курском).

В этой мини кампании главное сражение еще интереснее.

Третьей мини кампанией являются бои под Сталинградом. Я бы охарактеризовал их как высшую точку игры. Как известно, события разворачивались осенью и осенние пейзажи выдержаны в великолепно подобранных красках. Есть даже ночная миссия – сопроводить танками группу инженерных грузовиков.

Бои в Сталинграде вообще великолепны. Здесь появляются знаменитые «катюши». Этот тип оружия, помимо своей убойной силы обладает высокой подвижностью, меняя положение после каждого залпа. Так что дальнобойная артиллерия, пытаясь засечь «катюшу», каждый раз бьет мимо цели. Единственный недостаток – крайняя уязвимость в случае попадания, так что надо держать данные машины подальше от противника.

Наконец последний этап – контрнаступление немцев под Арденнами в Бельгии (1944). В советской историографии любили расписывать данную битву как пример военной несостоятельности американцев. На самом деле, она закончилась для Германии стратегической неудачей, о чем писал и ее непосредственный участник немецкий танковый генерал Гот.

В «Блицкриге 2» битва под Арденнами почему-то представлена в виде серии запутанных миссий (ни одного нормального танкового сражения!). Например, захват американского штаба. В центре местности находится озеро, на противоположных сторонах размещаются немцы и Союзники. Атакуют и те и другие, причем американские спецназовцы двигаются даже по водной глади на лодках.

Главную проблему для германских частей представляют многоствольные реактивные минометы (типа наших «катюш»), постоянно перемещающиеся. Но у немцев имеется свой ассиметричный ответ – некое «супероружие».

Да, забыл сказать, в игре, естественно, присутствует панель управления, где каждый род войск обозначен понятным значком. Но вот супероружие, появившееся в последних главах обозначено черепом. Полагая, что это какая-то машина, я активировал его, пригласив занять свое место среди танков и артиллерии. Увы, точно джинн из бутылки возникла ракета, точно нацелившаяся на мои позиции. Не успел я опомниться, как все танки и пр. лежали обугленные (авторы игры проявили свое чувство юмора). Пришлось начинать все сначала.

Это была знаменитая «Фау-2» – предшественник баллистических ракет (будущей основы боевой мощи СССР).

Для борьбы с замаскированной, или перемещающейся дальнобойной артиллерии Фау в игре оказались более пригодны, чем бомбардировщики или штурмовики, поскольку не зависят от погодных условий, не боятся зениток и истребителей и добираются до цели очень быстро.

В некоторых миссиях Арденн в качестве подкреплений можно было вызвать такого курьезного монстра, как противотанковое самоходное орудие «Фердинанд» (его потом стали называть «элефант» - девяносто шесть тонн, однако!). Тупая грибообразная машина с очень толстой лобовой броней эффективно использовалась при атаке в лоб, например при форсировании мостов (могла замочить до пяти танков противника, прежде чем…). Но отсутствие башни и крайняя неповоротливость делала ее уязвимой при фланговых атаках.

После четвертой мини кампании компьютер выдает небольшую анимацию, где ветеран второй мировой запускает с ребятишками планер. Финал.

 

А теперь я играю за СССР. И первым моим боем было спасение партии «катюш» из вражеского окружения и транспортировка их в безопасное место. Шел 1941 год…

 

Алексей Фанталов.

 

"XIII век. Слава или смерть".

Карта сайта