Легион и фаланга.

 

 

В начале своей карьеры Пирр ввязался в македонские распри, и прогнал всем надоевшего Деметрия Полиоркета (сына Антигона Одноглазого - главного, но плохо кончившего претендента на Александрово наследство).

Однако, в качестве македонского царя Пирр не удержался (македоняне страдали крайним национализмом и не желали видеть своим правителем ни грека, ни эпирота). Тогда эпирский правитель ринулся в Италию, дабы создать великое царство, объединив южноиталийских греков.

К тому же, Пирра призывал богатейший город Южной Италии, Тарент, опасавшийся Рима.

Итак, эпирский царь (по прозвищу «орел») прибыл в Тарент с войском, включающим 20 тыс. фалангитов, 2 тыс. стрелков из лука, 500 пращников,  3 тыс.  всадников и 20 слонов. Эти силы должны были послужить ядром громадной италийской армии, направленной против римской экспансии (тот же план пытался реализовать позднее Ганнибал).

Пирр выиграл у римлян два сражения – при Геракле и Аускуле, как сообщают, благодаря удару слонов, с которыми потомки Ромула еще никогда не сталкивались. Третье сражение – при Беневенте царь проиграл, и вынужден был вернуться назад в Эпир (главным образом оттого, что не смог по-настоящему договориться со своими италийскими союзниками).

В игре представлена битва при Аускуле, после которой Пирр якобы сказал: «Еще одна такая победа – и я останусь без армии!» (римляне дорого продавали свои жизни).

 

Я играл за римского полководца Публия Мусса. Мое войско было несколько многочисленнее, чем у Пирра - 1100 против 1000 (это стандартный уменьшенный масштаб битв, дабы можно было видеть каждого отдельного воина в общем строю). Однако, по своему составу войско эпирского царя лучше сбалансировано. У него – слоны, более сильная конница, фалангиты, легкие войска (лучники, пращники, пельтасты с дротиками).

 

Позиции Пирра.

 

У меня – немножко конницы и пехота, от легкой к тяжелой: велиты (дротики); гастаты (дротики и мечи); принципы (дротики-пилумы, доспехи и мечи); триарии (тяжелые доспехи, мечи, копья).

 

Позиции римской армии.

 

Я проработал несколько вариантов битвы. Наиболее успешным оказался план в стиле Александра Македонского.

Согласно данной стратегической схеме, быстроногие велиты бросаются вперед, и атакуют слонов (на правом фланге противника). Разъяренные слоники увлекаются преследованием, и на долгое время покидают поле боя.

Кроме того, по отряду гастатов, принципов и триариев я также выдвигаю вперед на своем левом фланге. А на правом фланге то же самое проделываю с отрядом легкой римской кавалерии.

Остальные римские войска (красивого фиолетового цвета) остаются стоять в легендарном шахматном порядке (от гастатов к триариям). Генеральская тяжелая конница – в глубоком резерве.

Враг наступает. В центре, как обычно – фаланги, по краям маячат отряды тяжелой кавалерии, лучники и пращники, в тылу – легковооруженные пехотинцы-пельтасты. Перед строем часто бежит отряд италийских союзников Пирра – самнитов. Они отличаются от сероватых воинов эпирского царя темно-зеленым цветом.

Все имеют различное вооружение, которое, нажимая на колесико мыши, можно рассматривать (у самнитов, например, перья на шлемах собраны в два пучка спереди, подобно рогам быка, которому они поклонялись).

Грубой ошибкой авторов игры является то, что войска Пирра именуются «армия Селевкидов». К державе Селевкидов – главных наследников Александра Македонского в Азии Пирр не имел прямого отношения (хотя, они, видимо, приветствовали его поход в Италию).

Кроме того, битва почему-то названа «сражение при Аускуле». У Ганса Дельбрюка оно идет как битва при Аскулуме.

Итак, самниты, оторвавшиеся от основных сил, обычно быстро истребляются моими воинами. Иногда вместо них мой центр навещает сам генерал Пирр со своей тяжелой кавалерией. В этом случае, он обычно погибает в начале сражения (ибо нельзя атаковать плотные порядки пехоты конницей в лоб).

Выдвинутые прежде на моем левом фланге три отряда пехоты принимают на себя удар другого отряда тяжелой кавалерии. Таким образом, враг лишается мобильных частей (легковооруженные пехотинцы не в счет) и открывает свои фланги.

 

В атаку пошла пехота. Римская.

 

В качестве иллюстраций - скрины из "Rome. Total war", "с места событий".

Публий Мус (под моим чутким руководством) объединяет легкую кавалерию и генеральскую тяжелую конницу в один мощный кулак, и, сметая пельтастов и пр., обойдя левый фланг Пирра, выходит в тыл наступающих лохов фаланги. С фронта же легионы осторожно завязывают бои с фалангитами (остерегаясь их ударной мощи). Атакованные с фронта и тыла воины Пирра впадают в панику (это видно по их побелевшим стягам), поднимают копья и бегут, не сопротивляясь преследующим их римлянам. При этом целесообразно дорубливать врагов до конца, ибо они имеют привычку приходить в чувство и огрызаться.

Итак, мы остаемся в чистом поле победителями. А что же поделывают македонские слоны? Смотрим карту. Ага, они потоптали бедных велитов и топают сюда. Но до чего же измученными выглядят слоники! Набегались бедные по горам.

Что же, им уготована теплая встреча – мощная атака дротиками и копьями. Один в поле не воин, даже если этот один - отряд боевых слонов.

Это, конечно, идеальный вариант. Но, увы, не всегда битва идет по плану. На уровне «высокая сложность» мне еще не удавалось побеждать. Фаланги страшны в лобовом ударе. Целесообразно, поэтому, подстерегать оторвавшиеся от основных сил лохи, и, удерживая их одним отрядом с фронта, забегая другим в тыл – стараться истребить до подхода других этих медленно двигающихся частей.

Вообще, преимуществом в игре (как и на войне) обладает тот, кто умеет быстро перебрасывая освободившиеся части, создавать преимущества на ключевых участках сражения. Надо стремиться к тому, чтобы войска не бегали по полю (изнуряя себя), но и не простаивали – чтобы они сражались, пока враг впустую перемещается – тактика прусского короля Фридриха Великого.

 

После битву при Аускуле Пирр высадился на Сицилии, напал на карфагенян, разбил их в пух и прах. Что-то опять не заладилось, тогда Пирр вновь отправился в Южную Италию. В битве при Беневенте по общепризнанной версии римляне нанесли Пирру поражение.

Царь вернулся в родной Эпир (страна к югу от современной Албании) и возобновил борьбу за македонское наследство. В Македонии в это время к власти пришел сын Деметрия Полиоркета - Антигон Гонат. Это был мудрый правитель, он основал последнюю династию в стране, правившую более ста лет. Антигон не стал давать решающую битву прославленному эпирскому полководцу, сказав, что: "больше надеется на случай, чем на войско".

Доблестный Пирр сумел занять значительные территории в Македонии, но при этом эпирские воины повели себя недостойно по отношению к местному населению. Что и вызвало всеобщее возмущение.

Тогда Пирр ринулся на юг Балканского полуострова - в Спарту. Затея была абсурдная как по причинам географии, так и политики (Спарта являлась традиционным противником македонян и могла бы поддержать Пирра).

В это время спартанцы во главе с царем Ареем воевали на острове Крит. Поэтому в самой столице оставалось не очень много войск. Кроме того, Спарта не имела крепостных стен, полагаясь на легендарное мужество своих воинов. Так что Пирр, собравший мощную армию, надеялся на успех.

Однако, увидев, что ему не взять Спарты (на выпучку которой приближались союзные войска), Пирр снял осаду, и перебросил армию на север, к Аргосу. Там разыгрался эпилог его бурной жизни.

У доблестного эпирота были свои люди в крепости. Ночью они открыли ворота, и Пирр начал без боя вводить войска в Аргос.

Однако вечный экспериментатор решил применить техническую новинку - ввод слонов в крепость. Он, видимо, собирался поразить воображение проснувшихся поутру аргосцев парадом бронированной техники.

Увы, башни на слонах были выше уровня ворот - решили их снимать. В общем, поднялся изрядный шум.

Пирр успел ввести часть войск (в том числе и слонов) в город. Остальных монстров он из осторожности оставил в поле под руководством своего сына.

Но аргосцы начали яростное сопротивление. Они обстреливали воинов Пирра со стен и крыш домов. Слоны застревали на узких улочках, обезумевали. Все смешалось.

Пирр решил вывести войско из города. Однако в это время в ворота стал входить его сын со своими слонами. Возник жуткий хаос.

Сын царя Эпира вскоре погиб. Самому же Пирру заградил спасительный выход мертвый слон. Брошенная с крыши черепица сломала царю шею, а аргосский воин отрубил ему голову.

 

Алексей Фанталов.

"Турецкий гамбит".

 

(Продолжение следует).

 

Осада Спарты 1.

Меню

 

Hosted by uCoz