Бисмарк и Наполеон.

 

На основании собственного опыта я могу выстроить следующую иерархию стратегических компьютерных игр.

Первой место – «Рим. Тотальная война». Условная, но достаточно интересная стратегическая карта (в пошаговом режиме) и великолепно выполненные трехмерные сражения (в режиме реального времени), с очень точной исторической реконструкцией разнообразнейших родов войск и народов. Более ранние игры этой же серии - «Средневековье. Тотальная война» (не говоря уже о «Сегуне») лишены настоящей трехмерности.

Подлинной трехмерности нет и в «Блицкригах», хотя «Блицкриг 2» очень неплох с точки зрения тактических боев (и довольно красив).  Отдадим ему третье место в нашем рейтинге. К числу недостатков отнесем недостаточность игрового поля (которое слишком нашпиговано техникой и солдатами – негде развернуть маневр), и отсутствие подлинной стратегической карты. Последняя нужна лишь для того, чтобы выбрать себе сражение в рамках все равно решенной за тебя исторической кампании.

Активно рекламируемые «Казаки» мне не сильно понравились. Их трехмерность – на уровне «Средневековье. Тотальная война» - то есть, довольно старой игры (при этом, «Казаки» тормозят и вылетают постоянно). Стратегическая карта бедна и мала. Не говоря уже о неудобном меню.

«Александр» мне еще менее симпатичен. С исторической точки зрения он халтурен, (как халтурны все игры, выполненные по горячим следам раскрученных блокбастеров). Да еще это соединение битвы в реальном времени и пошаговой стратегии. Ну не могу я одновременно строить «производственные помещения», штамповать солдат и грамотно сражаться. Не Юлий Цезарь.

Ну уж, про всякие устаревшие игры типа «Век империй» (пусть и последней версии) и пр. и говорить не стану. Мутота и снующие туда сюда, точно тараканы, одиночные юниты. Из «Стронгхольд крузейдер» мне запомнился мой враг «герцог Крыса». «Хи-хи, король Ричард. Твоя карта бита!».

Есть игры семейства «День победы 2», «Наполеон», что-то про Средневековье. Там нет сражений в реальном времени, но очень сложная стратегическая карта. Возможно, я в ней не до конца разобрался.

Собственно, помимо «Рима», подлинную трехмерность в стратегиях мне удалось найти разве что в «Цивилизации 4». Ей и отдадим второе место – но конечно, «не только за это».

Бои отличаются условностью, в них мало тактических ухищрений. Количественное преимущество (мой любимый козырь) там имеет значение лишь постольку, поскольку истощаются соединения (юниты/модули) малочисленной стороны – одновременно сражаются лишь по одному юниту с каждой стороны.

Впрочем, в «Цивилизации» игрока как бы подталкивают к «мирному сосуществованию» и развитию, которое часто оказывается выгоднее войн.

Фактически, игра Сида Мейера – это сплошная трехмерная стратегическая карта. Покрутив колесико мыши, можно приблизить объект и понаблюдать, например, как слоны щиплют травку, забавно мотая хоботами и прядая ушками. Или рассмотреть «чудеса света», построенные в твоих городах.

Как я понимаю, «Цивилизация» была предшественником и образцом для создания всех последующих игр такого рода. Но даже сейчас ее система планирования является одной из лучших.

Правда, Сид Мейер умиляет своим чувством юмора относительно «мировых лидеров». Дело в том, что игра выполнена в американском духе тотальной эклектики. Ты можешь выбрать для руководства некую империю – например, Монголию. Тогда тебе предлагают вариант – быть либо Чингиз ханом, или Хубилаем (внук последнего, завоевавший Китай). Но в остальном, что Монголия, что Франция, что империя ацтеков –все едино. Все проходят одни и те же стадии социального развития, строят одни и те же чудеса света (например, пирамиды и висячие сады Семирамиды я создал в китайской столице). Леонардо да Винчи может родиться в Новгороде.

Физический, исторический и политический аспекты карты также произвольны. Поэтому, вполне может получиться, что на одном материке окажутся Россия, Александр Македонский со товарищи и Инки.

И юниты (модули) у всех одинаковы, разве что имеется по одному уникальному (для французов – мушкетеры, греков – фалангиты, американцев – некий тип морских пехотинцев).

Но отношения между «мировыми лидерами» - тема для анекдотов. Наполеон: «Бисмарк! Я могу исколошматить тебя в пух! Немедленно дай мне сто сорок частей золота!». Королева Елизавета Английская (вечная девственница): «Я привыкла полагаться на доброту незнакомцев, Фредерик. Не подарите ли вы мне технологию изготовления стали?». Цинь Ши Хуанди (император, известный крайней жестокостью): «Привет, Фредерик! Кого мы предадим и уничтожим на этот раз?».

А ты уж думай – как тебе с ними вести переговоры. Впрочем, наверняка проторгуешься. Но твоя сила в другом – в умении перескакивать через некоторые этапы развития (создавая стратегические преимущества в технологии) и в способности неожиданно объявлять войны. Компьютерный интеллект это все делает постепенно – сперва он дружественный», потом «довольный», потом «осторожный», далее «раздраженный» и «разъяренный», и вот Вам – война, нате, пожалуйста.

Правда, предают и наносят дипломатические удары в спину они очень хорошо. Вообще, данные игры учат не жестокости (которая представляет получение удовольствий от чужих страданий – то есть род садизма), а безжалостности (люди и города – пешки на мировой шахматной доске). Впрочем, «жалостливому» человеку нечего делать в политике.

 

Итак, после затянувшегося вступления, позвольте представить мою первую (и оттого врезавшуюся в память) игру в «Цивилизацию». Которой я дал несколько романтическое название: «Мао и Екатерина».

 

Бисмарк.

 

Решил я сыграть за Бисмарка. Но я задал новые параметры. Аборигены проявляют крайнюю агрессивность («бушующие варвары») и дипломатия цивилизованных империй одобряет войны. Для оживления игры.

 

Историческая справка. Бисмарк – «железный канцлер», главной идеей которого было создание мощной Германии во главе с Пруссией. Для достижения данной цели пришлось провести три войны.

1.                     В союзе с Австрийской империей против Дании - для упрочения авторитета Пруссии в германском мире.

2.                     В союзе с Италией против Австрии - дабы перехватить у нее лидерство в Германии (1866 год).

3.                     Против Французской империи Наполеона 3 - внучатого племянника Наполеона Бонапарта – (1870, все время хочется написать «1970» J).

 

Все эти войны Пруссия (благодаря дипломатическому гению Бисмарка и военно-стратегическому гению генерала Мольтке Старшего) выиграла. В результате в центре Европы возникла новая сила – мощная Германская империя (в союзе с Австрией).

Однако, дипломатическое искусство – редкость у немцев. Поэтому, после смерти Бисмарка (точнее – после его преждевременной отставки) Германия наломала дров, поставила войну впереди политики и проиграла две мировые войны. Теперь ее ресурсов хватает на то, чтобы быть локомотивом Евросоюза и на поддержание сильной экономики, но как долго немцы будут выдерживать конкуренцию с Восточной и Южной Азией – одному богу известно.

 

Начало игры трафаретное: «После долгих скитаний германские племена решили, наконец, перейти к оседлой жизни. Они наделили вас неограниченной властью, в надежде, что вы приведете их к победам и процветанию».

Конечно, приведу – зуб даю.

 

И в 4000 году до н.э. я - «Бисмарк» основал первый город – Берлин. А за ним – и другие. На первых порах мы старались создать максимум юнитов-поселенцев, дабы занять как можно больше пустынных пока земель. И. естественно – солдат, для охраны поселений.

 

И полезли на нас варвары – прямо какие-то маньяки. Они атаковали волна за волной, среди них были не только малоинтеллектуальные низколобые существа с дубинами, но и секироносцы и стрелки. Один город злодеям даже удалось разрушить.

Но это и все. Потому, что я практиковал стратегию «активной обороны» (прямо по Клаузевицу). Немецкие солдаты (на тот момент это были лучники) были расставлены гарнизонами в городах. Бандиты атаковали, естественно, их (больше грабить пока у нас было нечего – ни ферм, ни деревень).  Но укрепленный обороняющийся юнит имеет приличную защитную премию, и еще добавочный бонус – за оборону города. Поэтому варварские орды регулярно уничтожались, а наш немецкий модуль (юнит) повышал свой боевая и политическая подготовка.

Раздвинув границы державы до краев нашей части суши, мы столкнулись, с кем бы вы думали – Александром Македонским. «Так что, Бисмарк, - сказал он, заложив руки за спину. – Мир или война? – Конечно, война, дорогой сосед (чтоб тебе провалиться!). – А у вас есть капля ума, Бисмарк».

И мы заключили торговое соглашение. А затем и договор о взаимной прозрачности границ (типа, Шенген).

Затем начали давать о себе знать и другие мировые лидеры – Юлий Цезарь, Чингиз хан, Токугава, Кир персидский. Со всеми ними мы заключали мирные соглашения. Для войны время еще не пришло – ойкумена представляла массу неиспользованных возможностей, да и наши коронные немецкие модули – танки еще нескоро поступят на вооружение.

Однако каким чудаком на букву «М» оказался пресловутый Александр! Он неожиданно возник на экране монитора со словами: «Бисмарк, я решил напасть на вас. Вот так!». И заложил руки за спину.

Вскоре, переправив посредством галер (наши владения разделяла река) несколько юнитов – боевые колесницы и копьеносцев, великий завоеватель атаковал близлежащий немецкий городок. Нападение было успешно отбито, затем я подтянул дополнительных юнитов и уничтожил десант.

Но разве великая Германская империя могла снести подобную провокацию? Мы собрали большую армию, и на тех же галерах переправили ее во владения Александра. Как сейчас припоминаю – шло где-то одиннадцатое столетие нашей эры.

Германия уже располагала стрелками из длинного английского лука, фехтовальщиками, секироносцами, катапультами (для штурма городов), и теми же фалангитами. По тем временам, довольно прилично. Но я помнил, что брать города – дело трудное, надо располагать, помимо качественного еще и двойным количественным превосходством –иначе положишь всю армию. Поэтому, я медленно продвигался вглубь греческих земель, поджидая дополнительные подкрепления (особенно тормозили передвижение мои камнеметательные машины).

Зато первый город Александра был взят успешно. Великая германская армия подошла уже ко второму, начав разрушение вражеских укреплений при помощи катапульт.

Но тут непредсказуемый Александр совершил смелый ход. С неисследованного нами юго-запада он, обманув бдительность немецкого флота, перебросил довольно значительные силы на своих галерах прямо в наш Фатерлянд. А в немецких городах стояли очень ограниченные воинские контингенты – армия-то сражалась на территории Греческой империи.

Поэтому я предложил заключить мир, дабы не пошло прахом процветание трудолюбивого немецкого народа.

Как ни странно, Александр согласился. Вскоре мои войска были выведены с греческих территорий (удержав первый захваченный город). Его же армия некоторое время стояла на моем материке, но, когда в результате развития немецких городов их границы расширились, ушла восвояси.

Следствием этой неудачной войны была потеря времени. И отставание Германии и Греции от невоевавших соседей. Надо было устремляться вдогонку.

И вот на экране появился – кто бы вы думали? – Наполеон (в какой палате у нас лежит Наполеон?).

- «Бисмарк – я могу исколошматить вас в пух. Немедленно дайте мне сто сорок частей золота!».

Вот тебе и французский император. Бандит с большой дороги!

Ну, мы ответили вежливым отказом, завязав на память узелок.

 

К сожалению, дальнейшие перспективы данного тоннеля реальности неясны. Ибо игра вылетела, а вовремя сохранить ее я не побеспокоился.

 

 

 

Наполеон.

 

«Ходят слухи – что Чичиков – Наполеон» («Мертвые души»).

 

 

 

В следующей игре я был Наполеоном. Но параметры задал иные – нет континентов, сплошные архипелаги. И, главное – компьютерный интеллект абсолютно враждебен человеку. Зато варвары – тихие.

И – эпические масштабы (огромная карта, много цивилизаций).

Как водится – обучал максимум поселенцев и соответствующее количество лучников. Освоив собственный большой остров – начал присматриваться к другим. Проблема была в том, что мои французы располагали только галерами, а они медленно перемещаются и неспособны пересекать широкие водные пространства. Но, однако, колонизационная деятельность развивалась успешно. Городов было основано множество, так что пришлось напрягать память на предмет названий французских городов.

         Много веков мы пребывали в культурном одиночестве (другие островные цивилизации были в аналогичной ситуации из-за тех же галер). Наконец стали появляться чужие каравеллы. Но радости это не принесло – они тут же объявляли нам войну (согласно заданным условиям).

Правда, объявлениями дело пока и ограничилось. Ну, кое-где иностранцы разграбили мои рыболовецкие флотилии – так что я зарекся их создавать и остался на своих островах без морепродуктов (совсем как жители современного Санкт- Петербурга в текущей реальности).

Но вот появились два японских галеона с шестью боевыми модулями на борту. Они попытались атаковать один из французских городов. Однако Наполеон заблаговременно подтянул свои войска и уничтожил десант.

Помимо «великой колонизации» мы уделяли повышенное внимание военным технологиям. Поэтому Французская империя уже располагала рыцарской кавалерией, и все более возрастающим числом мушкетеров («уникальный модуль Франции в «Цивилизация 4»). Все это, к сожалению, происходило в ущерб культурной, религиозной и экономической сферам. Но невозможно получить сразу все от жизни (как наивно полагают некоторые дамы).

Пора было переходить к агрессивным действиям.

Но один наш «остров невезения» время от времени высаживался противник. Галеон способен перевезти трех юнитов, и обычно это бывают поселенец, солдат и рабочий.

Остров был не такой большой, по его периметру располагались три наших города (по юниту в каждом). Типа – римский лимес. А в центре квартировали конные рыцари (типа мобильные войска), бывшие в состоянии по построенным нами хорошим дорогам (типа – внутренние операционные линии) приходит на помощь любому из городов, подвергнувшихся агрессии.

Вражеских солдат мы истребляли, рабочих забирали себе. Поселенец в таком случае также превращался в рабочего и отправлялся трудиться во имя великой Французской империи. Не суждено ему стать пчелиной маткой – основателем нового улья. Будет рабочей пчелой.

 Теперь мы переходим к экспансии, благо галеоны есть, мушкетеры есть, да и возможности мирной экспансии исчерпаны. Идет где-то семнадцатый век. Все строго по графику.

Во-первых, наполеоновские войска, в количестве девяти модулей, высадились в России. Они располагали превосходством в вооружении (мушкетеры с белыми крестами на синих плащах против воинов с длинным английским луком) и надеялись на победу. Однако, объект для атаки выбрали неудачно – не город с маленьким гарнизоном, но Петербург – где располагалось восемь модулей. Эти продвинутые стрелки, используя увеличение своей мощи за счет защитной премии и бонуса обороны городов перестреляли всю «Великую армию». Повторилась коллизия 1812 года. "Православный русский модуль не считая бьет врага".

Но наш игровой Наполеон не унывает и снаряжает другие экспедиции – против древнеперсидского царя Кира и монгольского императора Хубилая. Теперь мушкетеры не лезут на приступ, а подвергаю планомерному разграблению дома, деревни, рудники, фермы, пастбища, принося золото в императорскую казну. Все как и в реальной бонапартистской империи.

 

Итсорическая справка. В 8 веке до н.э. на территории Ирана возникло Мидийское царство. В следующем столетии, его царь Киаксар усмирил скифов, свирепствовавших тогда на Ближнем Востоке и создал огромную державу, простиравшуюся от Малой Азии до восточных границ нынешнего Афганистана. В союзе с Нововавилонским царством, мидийцы разгромили Ассирию, но на западе были остановлены лидийским царем. Отношения с Вавилоном также испортились, так как Мидия захватила Харран - священный город бога Луны, которому поклонялся правитель Вавилона. В этот момент восстал Кир - вассальный царек Парса.

    Кир победил мидийского царя Астиага и завоевал все его земли. Затем, црецы Вавилона без боя открыли ему этот неприступный город. Легендарный лидийский царь Крез также покорился новому владыке.

    Однако на востоке Кир был разбит туранцами и погиб. Ему наследовал Камбиз, осуществивший покорение Египта. Так возникла вторая после Ассирии мировая держава.

    Вскоре Камбиз умер и в державе Ахеменидов (так называлась древнеперсидская династия) разгорелась междоусобная борьба. К власти пришел маг (жрец) Гаутама и это означало возвращение мидийцев к власти. Но родственнику Камбиза, Дарию 1  удалось организовать убийство Гаутамы и вернуть власть Ахеменидам.

    Дарий провел реформы, упорядочившие огромную страну. В русле традиционного противостояния с Тураном, высадившись в Европе, во Фракии, он совершил поход против скифов. Вероятно, персидская армия обошла с запада на восток Черное море. Но скифы уклонились от битвы, и поход закончился неудачей.

    На западе же персидские цари, начиная с Дария 1, столкнулись с возраставшим могуществом греков. Начались знаменитые греко-персидские войны, подорвавшие могущество Ахеменидов. А затем, в 4 веке до н.э. пришло время Александра Македонского и его головокружительного похода вглубь Азии, стершего с карты древнеперсидское царство.

 

 

Император же Хубилая был внуокм Чингих хана. В конце 13 века он захватил власть в Монгольской империи, незаконно отстранив от руководства царевича Ариг Бугу. После чего завоевал Южный Китая, совершил вторжения (правда, неудачные) в Японию и Индонезию. Он считается основателем Монгольской династии Юань, правившей до второй половины 14 века.

 

Вернемся к игре. Наша стратегическая идея состоит в следующем. Поскольку все соседи по заданным условиям игры перманентно враждебны и никакие переговоры с ними невозможны (я был несколько огорчен отсутствием общения с мировыми лидерами) – надо вести тотальную войну. А для этого – максимально ослаблять сперва ближних соседей, затем дальних. Как великий Тамерлан, разоривший Средний восток, затем Золотую Орду, затем Индию, затем османов. Железная поступь его армий остановила только смерть великого разрушителя.

И только ослабив максимально, начать захват городов.

Увы – это была очень неблизкая перспектива. А неосмотрительно заданные эпические масштабы привели к постоянным вылетаниям компьютера и мучительно долгим перезагрузкам. Так что и эта игра осталась незавершенной.

 

 

Алексей Фанталов.

 

Священная римская империя германской нации.

Карта сайта

 

Hosted by uCoz