Англичане и монголы.

Гипотетическое сражение между войсками английского короля и монгольской армией.

 

 

В одной из стычек между рыцарями и монголами, во время похода последних в Европу в 1241 – 1242 году, в плен был взят некий монгольский командир. Он оказался европейцем, а именно – англичанином по имени Питер, бывшим крестоносцем, некогда захваченным мусульманами, а затем проданного в качестве раба монголам, у которых он смог сделать военную карьеру.

 

 

Английская армия в тринадцатом – пятнадцатом веке была лучшей армией средневековой Европы. Она представляла собой комбинацию мощных стрелков и рыцарской конницы. Данное сочетание, при отсутствии хороших копейщиков, по справедливому замечанию Ганса Дельбрюка типично для аристократического государства и имеет серьезные недостатки. Однако в Англии оно достигло, пожалуй, совершенства: отличные пешие стрелки, вооруженные длинными валлийскими луками и дисциплинированные (относительно) тяжелые рыцари. Возможно, что при таком составе обычная пехота и не нужна. Во всяком случае, это показывают компьютерные сражения J, хотя сами английские полководцы, типа Черного принца (Битва при Пуатье) или короля Генриха Пятого (сражение при Азенкуре) спешивали рыцарей, дабы те могли прикрыть стрелков.

 

В качестве иллюстраций - скрины из "Medieval II. Total War"..

 

Для себя и монголов, я выбрал примерно равный по количеству и качеству состав юнитов. И – «повышенный» (третий) уровень сложности игры.

Всех стрелков построил в одну линию перед войсками, укрыв их, где возможно, направленными вперед заостренными кольями (средство против кавалерии).

Во вторую линию (чуть поодаль), поставил копейщиков и алебардистов, долженствующих послужить прикрытием для отступающих лучников и как бы ловушкой для разгоряченных конников противника, дабы те, преследуя отходящих лучников, напоролись на стену копий.

 

Еще дальше, в третьей линии выстроились многочисленные английские рыцари – в основном, на флангах (с расчетов захода в тыл наступающим монголам) и, немного в центре. В центре же находилось и многоствольное органное орудие (анахронизм, конечно).

Вообще, все мои воины стоили рассыпным строем, и рассредоточенно на обширном пространстве, дабы по возможности уберечь себя от стрел противника.

Компьютерный интеллект же распределил свои монгольские войска следующим образом. Вперед выдвинулись несколько отрядов пеших лучников и тут же повели обстрел английских позиций. На флангах крутились конные стрелки (строй «хоровод»). В центре же выстроились пешие копейщики, а вся масса тяжелой монгольской конницы – во второй линии. Симметрично моему органному орудию стояла монгольская ракетница. Вроде бы подожженные снаряды, запускаемые то ли силой порохового взрыва, то ли – при помощи баллист (китайское изобретение). Точность ракетницы низкая, зато бьет далеко («Катюша» и аналогичные американские машины имели огромную поражающую способность и быстро перемещались, хотя в случае попадания были очень уязвимы).

Началась артиллерийская дуэль. Она проходила достаточно успешно для моих англичан, однако я не вовремя дернулся, и послал на нахально придвинувшихся лучников противника несколько отрядов рыцарской конницы.

Однако те успели отступить под прикрытие копейщиков и, дабы не бросать своих, мне пришлось, прекратив стрельбу, атаковать монголов сразу на нескольких участках.

 

 

Те также не остались в долгу. В результате «все смешалось в доме Облонских». Мне удалось одержать «незначительную победу» лишь благодаря неуклюжести компьютерного шмат-разума. Но гордиться такой победой не стоит.

Поэтому, я решил переиграть битву. Подбор войск – тот же самый, но уровень игры – четвертый, максимально сложный (что дает юнитам врага наибольшую силу). Теперь я решил не ввязываться в рукопашный бой, елико будет возможно.

Случилась интересная, и небывалая по своей продолжительности перестрелка. Видимо, монголы также крепко рассчитывали на своих лучников, поэтому не спешили с атакой. Выяснилось – зря рассчитывали. Отчего-то монгольские сложносоставные клееные луки били слабее длинных (двухметровых, с почти метровыми стрелами) валлийских. По идее, такого быть не должно.

Правда, вражеская ракетница доставала меня издалека, так что пришлось поближе придвинуть органное орудие, хорошо себя показавшее (наряду с отрядом аркебузиров).

Но, так как мы оборонялись, то и имели ценные преимущества. И, согласно выдаваемой компьютером информацией, вели в счете. К моменту исчерпания стрелкового боезапаса, на 15% убитых англичан пришлось 47% застреленных кочевников.

Вероятно, у тех также закончились боеприпасы, поэтому они перешли к атаке. Первый натиск был силен (тем более, по максимальному уровню). Но, после успешной артподготовки мы располагали преимуществом, которое просто грамотно разменяли, упростив ситуацию. Сильная сторона всегда выигрывает от упрощения ситуации на шахматной доске. «Полная победа».

 

Рыцари-иоанниты ("мальтийский орден", коему, впоследствии, покровительствовал Павел Первый) удачно зашли во фланг тяжеловооруженным хорезмийским всадникам..

 

Пики - это такие карандашики, что проткнут любого дипломата. Знаменитые тамплиеры, первые банкиры Европы, обвиненные французским королем Филиппом Красивым во всех смертных грехах и репрессированные (но нашедшие убежище в Англии)..

 

Надо только учесть, что в реале монголы никогда бы не атаковали сильного противника в лоб, а маневрировали конными массами, стреляя из дальнобойных луков, сами оставаясь неуязвимыми и выжидая момент для фланговой или тыловой атаки.

 

Но, из врожденного чувства справедливости, я решился сыграть при таком же раскладе битву за монголов.

В принципе, расстановка сил не отличалась оригинальностью. Впереди – рассредоточенные пешие лучники (правда, в графе «особые возможности» им не полагалось заостренных кольев). В центре – «катюша», за ней – охрана хана и еще два отряда конных копейщиков. На флангах – конные стрелки, за ними – тяжелая кавалерия.

Согласно первоначальному плану, англичане должны были атаковать моих стрелков, те – плавно отходить назад, уводя рыцарей к пешим копьеносцам. Фланговым конным частям же надлежало выдвинуться вперед, охватывая английскую армию. В принципе – схема битвы при Каннах.

Однако, в отличие от римлян, английская армия располагала отличными стрелками, и не торопилась с наступлением. С большим трудом мне удалось свести результаты перестрелки к равным (исчерпав при этом весь боезапас, в то время как английские стрелки продолжали вести огонь).  Не стоит удивляться – ведь создатели игры – англичане J.

Поэтому, я решил сделать обманное движение конницей с фланга, чтобы отогнать вражеских лучников и спровоцировать рыцарей на выступление. Маневр удался.

Дальше события протекали по вышеизложенной схеме. Мощный удар по моему центру, которого пешие монгольские копейщики не выдержали. Да уж, в полевом сражении, при наличии хорошей конницы лучше никакой пехоты, чем пехота плохая (плохая пехота привела Атиллу к поражению на Каталаунских полях от римско-вестготских войск). Впрочем, реальные монголы спешивались только при потере лошадей.

Однако стража хана удержала фронт, ободрив отступающих (как это сделал сам Ганнибал при Каннах). А фланговые удары завершили окружение.

Отряд хорезмийских наемников (тяжелая кавалерия) я завел прямо англичанам в тыл. Там стояли стрелки-йомены, но из-за наличия ветеранов-копейщиков, мы долго не решались атаковать. Тем не менее, хорезмийцы явно действовали англичанам на психику, отвлекая их силы.

Но до самого конца не ясно было, кому достанется победа (все же – «повышенный уровень сложности»). Одержал верх все же человеческий интеллект. Я счастлив и горд (жаль лишь, что забыл записать ролик битвы в назидание потомкам).

 

Алексей Фанталов,

 

"Служу кайзеру" 1.

Карта сайта

 

Hosted by uCoz